...Святой завет Иисуса Христа правит нашей цивилизацией, но еще не проник в неё. Говорят, что европейская цивилизация упразднила рабство. Это заблуждение. Оно всё еще существует, но теперь его тяжесть падает только на женщину, то есть на грацию, на слабость, на красоту, на материнство. Это позор для мужчины, и это величайший позор...
<...>
...Окунувшись в грязь, женщина превращается в камень. Прикосновение к ней пронизывает холодом. Она проходит мимо вас, она терпит вас, но она вас не знает; она обесчещена, и она сурова. Жизнь и общественный строй сказали ей своё последнее слово. С ней уже случилось всё, что было ей отпущено на всю жизнь. Она все перечувствовала, все перенесла, все испытала, все перестрадала, все утратила, все оплакала. Она покорилась судьбе с той покороностью, которая так же похожа на равнодушие, как смерть похожа на сон. Она больше ничего не избегает. Она ничего больше не боится. Пусть разверзнутся над ней хляби небесные, пусть прокатит над ней свои воды весь океан! Что ей до этого? Она - губка, насыщенная до предела.
Так, по-крайней мере кажется ей самой, но человек ошибается, если думает, что возможно исчерпать свою cудьбу и что чаша его выпита до дна.
Что же представляют собой все эти судьбы, гонимые вперед? Куда они идут? И почему они такие, а не иные?
Тот, кому это ведомо, видит весь этот мрак.
Он один, имя ему - бог...